Тень — это наш двойник, который состоит из всего того, что мы себе запретили, чего мы боимся. И чем больше мы себе запрещаем, и чем больше мы боимся, тем больше сгущается наша Тень. Тем кстати, мощнее и наши нападки на других людей, в которых мы видим черты своей Тени.
Тень не осознаётся. Если бы каждый мог сказать: "Моя Тень — это то-то и то-то, то Тень бы съёжилась и перестала нас пугать. Но для знакомства с ней нужны специальные психотерапевтические практики или долгое знакомство с юнгианской литературой.
Тень просто так в наши руки не дастся — она же из глубин бессознательного. Тут нужна наживка. Поэтому мы пойдём хитрым путём.
Можно попробовать поиграть в эту игру с друзьями или коллегами.
В чём суть упражнения?
Подход от обратного.
Все, кто играет, придумывают небольшой рассказ.
Сразу поставьте условие, что в нем должен фигурировать положительный персонаж. Пусть все, кто придумывают, держат в голове то, что в повествовании должно быть чётко выписанное Добро — в образе ли Мудрой девы, храброго ли богатыря — неважно.
Есть вариант (очень подходящий, кстати, для тренингов), когда берётся готовая сказка.
Тогда каждый участник игры должен пересказать вслух перед всеми полюбившуюся ему сказку своими словами. Ничего, если это будет «Красная шапочка». Интерпретация из чужих уст — это тоже интересно.
После того, как «сказочная атмосфера» создана и в воздухе запахло дремучим бором... мы переходим ко второму этапу работы.
На втором этапе каждый участник (или только Вы — развлекающийся в одиночестве за своим письменным столом) пишет словесный портрет того персонажа, который олицетворяет Добро.
Этот портрет должен включать как описание характера, так и описание внешности. Отдельно в столбик нужно перечислить нетривиальные качества этого героя — пять-семь качеств.
Например:
- Хитроумный,
- чадолюбивый,
- безбашенный,
- ироничный,
- имеющий сердце, исполненное сострадания,
- молниеносный,
- одарённый совершенной неземной красотой, завораживающей птиц и зверей не говоря о людях ...
После того, как портрет создан и мы им вдоволь налюбовались, игра переходит к третьему, заключительному и самому главному этапу — созданию образа Антигероя!
Не сообщая поначалу, чего Вы хотите от игроков, просто поставьте перед ними задачу:
взять второй лист бумаги и строго отталкиваясь от портрета Доброго Персонажа, нарисовать «картинку-наоборот».
Внимание!
Нужно записать те качества, которые по мнению пишущего являются чем-то противоположным названным ранее позитивным чертам.Главное, чтобы это не были явные антонимы! Чтобы это были противоположности не «в лоб». Иначе игра не получится, а будет глупый список типа: «Хороший — плохой, Злой — добрый»...
Вот поэтому, когда вы будете составлять первый список качеств Доброго Героя, позаботьтесь о том, чтобы он был действительно развёрнутым и нетривиальным.
Как подобрать качество «в чём-то противоположное» качеству типа:
- робкий, стыдливый юноша, прячущий под ношеным камзолом сердце храброго льва а под тенью ресниц — взгляд великого полководца»...Можно подобрать нечто «противоположное», но здесь нужно подумать и постараться! Зато и результат впечатлит!
.
Подводим итог.
После того, как «обратный портрет» нарисован, отточен и превращён в связную презентацию «Антигероя», объявляем во всеуслышание, что перед каждым из участников этого творческого семинара на самом деле лежит точный портрет их собственной Тени...
То есть, здесь описаны они сами, какими они себя не знают или знать НЕ ХОТЯТ...
Интригу нужно сохранять до последнего момента.
После этого можно рассказать игрокам о том, что такое Тень.
Преимущество индивидуальной игры состоит в том, что Вам не надо будет читать себе лекцию о Тени, отмахиваться от возмущений типа «Это всё неправда»...